Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил
В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.
Отмель Гудвина
Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.
Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.
Погибшие корабли в проливе Ла-Манш
Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:
- Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
- 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
- Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
- Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
- Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
- Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.
Старинный корабль
Найдено древнее вино, купить которое теперь сможет любой желающий, было в 2010 г. Тогда морские археологи исследовали корабль, затонувший неподалеку от современного Гамбурга. Судно находилось в крайне плачевном состоянии, и поднимать с него на поверхность специалистам было уже практически нечего
Однако, обследуя дно поблизости от места кораблекрушения, археологи случайно обнаружили плетеную корзину, верхняя часть которой выдавалась из-под ила. Аккуратно удалив грязь вокруг находки, специалисты увидели несколько бутылок, содержащих, по всей вероятности, красное вино.
Жир и сахар, потребляемые в детстве, могут изменить ваш микробиом на всю жизнь
Трендовый маникюр на короткие ногти весеннего сезона 2021: восемь тенденций
Рецепт счастья от Льва Толстого: чему мы можем поучиться у великого писателя
Всего в полуразвалившейся корзине древний торговец когда-то перевозил 14 бутылок. В ходе последующих исследований одна из старинных емкостей была разбита и в итоге их, таким образом, осталось 13.
Красивый бордовый цвет и вкус
Тем не менее жидкость действительно имеет красивый бордовый цвет. Герметичный восковой верх и высокий уровень заполнения бутылки говорят о том, что виски не подвергся окислению. В результате вкус этого напитка, вероятно, будет довольно близок к тому, каким он был почти 80 лет назад.
Если вы сомневаетесь в покупке, возможно, это убедит вас сделать решительный шаг: лот поставляется с водолазным шлемом и оригинальным постером фильма-ремейка «Виски рекой» 2016 года, который в настоящее время имеет рейтинг 44 % на Rotten Tomatoes. Надеемся, напиток будет лучше, чем фильм, который он вдохновил.
9. Chateau Lafite 1787 — $ 156 450 (10,3 млн. рублей)
Издатель Малкольм Форбс в 1985 году выложил почти 160 тысяч долларов за бутылку красного вина Шато Лафит урожая 1787 года, которая, как полагали, была из погреба третьего президента США Томаса Джефферсона. Это доказывают выгравированные на ней инициалы Th.J. Один из отцов-основателей оплота демократии был большим ценителем горячительных напитков и обладал внушительной коллекцией вин, которую успешно распродают ценители денег. Тем не менее подлинность этой бутылки является спорной, и мнения экспертов разделились по этому вопросу.
Громкая история Chateau Lafite 1787 не закончилась после продажи. Форбс выставил свое ценное приобретение в коллекции, посвященной Томасу Джефферсону; однако пробка бутылки, не выдержав света лампы, пересохла и провалилась внутрь. Расстроенный Форбс немедленно позвонил винному эксперту Майклу Бродбенту, который на тот момент возглавлял винный отдел аукционного дома Christie’s. Совет Бродбента был прост и гениален — просто вставить новую пробку. Все эти события лишь подлили масла в спор о том, можно ли считать это вино подлинным, или же гравировка на нем является искусной подделкой.
8. Penfolds Limited Edition Ampoule — $168 000 (11,1 млн. рублей)
Является самым дорогим вином, продаваемым напрямую с винодельни. А те, кому оно не по карману, могут купить стаканчик, всего за 850 долларов.
В отличие от других участников винного рейтинга это вино в весьма оригинальной упаковке является исключительно коммерческим продуктом от самой известной винодельни Южной Австралии.
Дегустация вина — это весьма волнительный процесс сам по себе; и чтобы сделать его поистине незабываемым, каждая «ампула», содержащая драгоценную жидкость, поставляется по стеклянным кончиком, который следует отломить правильным образом. В этом покупателю помогает специально обученный персонал винодельни.
Что говорит закон?
Одно из немногих и одно из самых известных средневековых изображений каравеллы. Двухмачтовая каравелла-латина, фрагмент ретабло Святой Авты. Лиссабон. 1520 год. Фото: Commons.wikimedia.org
Конвенция ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия перечисляет правила подводных археологических работ и, в частности, указывает, какими квалификациями должны обладать археологи.
Отдел ЮНЕСКО, отвечающий за подводное культурное наследие, сообщил Би-би-си, что там были бы рады принимать участие в разрешении вопросов о том, кому именно принадлежат затонувшие суда, но до сих пор в ЮНЕСКО никто с таким вопросом не обращался.
Страна, которой изначально принадлежало затонувшее судно, может объявить себя владельцем его обломков, даже если оно затонуло сотни лет тому назад.
Были случаи, когда одна страна передавала право собственности на затонувшее судно другой, если та собиралась поднять его со дна моря и отправить в музей.
Но вопрос о правах собственности затрудняется конкретным расположением судна на дне моря, если оно оказалось в территориальных водах другого государства.
Согласно международному праву, у каждой страны — эксклюзивный суверенитет над своими прибрежными водами, и, как говорит Роберт Макинтош, страна может делать все что угодно в своих собственных водах, в том числе и устанавливать право собственности над тем, что лежит на дне моря.
Это право не распространяется на суда, затонувшие в международных водах.
Кроме того, существует понятие «суверенного иммунитета». Это относится к военным и другим государственным кораблям, не занимающимися коммерческой деятельностью и на которые не распространяется юрисдикция других государств, отмечает Роберт Макинтош.
Именно исходя из этого принципа суд в штате Флорида в 2009 году принял решение, что частная компания Odyssey Marine Exploration должна вернуть Испании найденные ею полмиллиона золотых и серебряных монет на борту затопленного британцами в 1804 году испанского корабля «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес».
Нидерландский галеон. С картины XVII века. Фото: Commons.wikimedia.org
Odyssey Marine Exploration утверждала, что обнаружила корабль в международных водах и, соответственно, сокровища принадлежат ей. Суд постановил, что на груз этого корабля распространяется принцип суверенного иммунитета, и, соответственно, 17 тонн монет должны быть возвращены испанской казне, так как власти Испании никогда не отказывались от своего права собственности над этим фрегатом.
Иногда возникают разногласия в связи с происхождением затонувшего груза.
Так, в том же судебном деле по вопросу о грузе «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес» власти Перу требовали вернуть сокровища в Лиму, так как золото и серебро были добыты на перуанских шахтах, а монеты отчеканены в Перу.
Суд постановил, что Перу в то время входило в состав Испанской империи и не было независимым государством.
Галеон королевского флота Испании
Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» был спущен на воду в 1620 году. Он получил свое название в честь одной из часовен расположенного в Мадриде католического собора. Это был многопалубный парусный корабль водоизмещением 550 тонн, который мог развивать скорость до 8 узлов. Из-за риска подвергнуться нападению пиратов суда такого класса оснащались достаточно мощным артиллерийским вооружением – на «Аточе» стояло 20 орудий.
Галеон «Аточа» вместе с 27 другими кораблями королевского флота Испании ежегодно перевозил драгоценные металлы и прочие ценности из колоний в метрополию. Груженый конвой вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года. На борту «Аточи» было 260 человек – 133 члена экипажа (матросы и офицеры), 82 солдата, 48 гражданских лиц и рабы. Галеон вез серебряные слитки общим весом 24 тонны, 1,8 миллиона отчеканенных серебряных песо (еще на 40 тонн), 125 слитков золота, а также серебряный лом, медь, индиго и табак. Это был только задекларированный груз. Практика показывает, что помимо него возилась и контрабанда, а также масса личных драгоценностей.
Вечером 5 сентября погода ухудшилась, и корабли сильным ветром отнесло на север – к побережью Флориды. Галеоны были перегружены, поэтому управлять ими в сложных погодных условиях оказалось практически невозможно. Ветер вынес конвой из 28 кораблей на коралловые рифы у берегов Флориды, в результате чего 8 из них затонуло.
Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук
В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.
Затонувший военный корабль в Микронезии
В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.
Дайверы осматривают останки корабля
По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.
Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.
Эгейское море, район греческого острова Фурни
Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.
Остов затонувшего корабля в Эгейском море
Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.
Можно ли пить?
Сохранился напиток в бутылках, найденных археологами, неплохо. Однако это вино, к сожалению, не было крепленым. Поэтому в том, можно ли его пить сейчас, специалисты не уверены. Как предполагают исследователи, человеку, решившемуся попробовать этот напиток, никакого особого вреда он, скорее всего, не нанесет. Но, как считают специалисты, приятным на вкус такое древнее вино, скорее всего, уже будет вряд ли.
В Петербурге провели операцию с помощью очков дополненной реальности
Как старая видеоигра обогатила семью на 9000 $: история пыльной находки
Больше, чем думают многие: сколько чашек кофе можно выпивать в день
Конечно же, найденное в Северном море вино не является самым старым, известным археологам. К примеру, исследователи находили даже напиток, изготовленный 15 столетий назад. Это древнейшее вино было обнаружено в одной из гробниц на территории Германии. Найденный же исследователями неподалеку от Гамбурга напиток, по всей вероятности, был изготовлен в период между 1670 и 1690 годами нашей эры.
Мэл Фишер
Судьбой «Аточи» спустя 350 лет заинтересовался американский дайвер Мэл Фишер. Он с 1960-х годов занимался поиском сокровищ с затонувших кораблей у берегов Флориды и добился в этом крупных успехов. Для поисков драгоценностей с «Аточи» Фишер создал фирму, привлек инвесторов и историка Юджина Лайонза, который проделал огромную работу в испанских архивах и смог выяснить примерный район кораблекрушения. Поисковая операция началась в 1970 году.
К лету 1971 года было обследовано 120 000 квадратных миль без какого-либо результата. Кладоискателям попадались только бочки, остатки консервных банок и металлических снастей. Главной сложностью был толстый слой донных осадков, и Фишер придумал оригинальный водомет в виде изогнутого цилиндра, который закреплялся под гребными винтами катера и направлял водяную струю вертикально вниз. За 10 минут такое устройство вымывало в песке яму глубиной 3 метра и шириной 9 метров.
Удача улыбнулась Фишеру лишь на шестой сезон поисков «Нуэстра Сеньора де Аточа». В 1975 году аквалангисты смогли поднять три золотых слитка, около десятка пушек и множество монет. Однако в том же году погиб сын Мэла Фишера вместе со своей женой – Дирк и Анхель находились на одном из поисковых буксиров, который потерпел крушение.
Основные сокровища «Аточи» были найдены в 1985 году с помощью магнитометра, стоявшего на поисковом катере. Прибор зафиксировал под водой большую массу металла. Аквалангисты спустились на дно и обнаружили, что обломок скалы на самом деле является массой спекшихся слитков серебра. Именно здесь в 40 милях от островов Ки-Уэст и оказалась главная часть груза «Аточи». В результате поисков было поднято:
- больше 1 000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг;
- 150 000 серебряных монет;
- 3 200 колумбийских изумрудов.
Общая стоимость этих сокровищ составила около 450 миллионов $. 25% Фишер по закону отдал властям штата Флорида, остальное досталось ему.
Благодаря этому легендарному напитку был снят фильм «Виски рекой»
Один местный житель, в частности, помог увековечить эту историю, чем привлек международное внимание. Комптон Маккензи с острова Барра сенсационно описал эти обстоятельства в романе под названием «Виски рекой»
Опубликованный в 1947 году, он был адаптирован в довольно популярную британскую комедию с тем же названием два года спустя. Ремейк дебютировал на Эдинбургском кинофестивале в 2016 году.
Но бутылка, выставленная в настоящее время на продажу в аукционном доме Grand Whisky, не является частью этой спорной добычи. Она была поднята со дна Джорджем Карри более пятидесяти лет спустя. Ремонтник работал над подводным кабелем у берегов Гебридских островов. Вместе с командой ныряльщиков они смогли найти «Чан-69», «Баллантайн» и четыре бутылки ныне несуществующей марки, известной как «Гибби».
В 2013 году пара выдержанных виски была продана за 12 050 фунтов стерлингов (более 1 млн рублей).
Бактерии в пищеварительном тракте влияют на похудение
Егор Крид показал первые фото с проекта «Голос», а Ургант посмеялся над певцом
В Таиланде у Алексея Гаврилова остался сын Соломон. Фото белокурого малыша
Современные кладоискатели
В 2011 году в том же районе был найден еще один важный артефакт – 10-каратное золотое кольцо, инкрустированное изумрудом. Его оценили в 500 000 $. При обнаружении кольца присутствовал Шон Фишер, который продолжает дело своего легендарного деда. По мнению Шона, кольцо принадлежало кому-то из аристократов, возвращавшихся в Испанию на затонувшем галеоне.
Успех Мэла Фишера подтолкнул множество энтузиастов к поискам кладов. В итоге в 21-м веке находок с затонувших кораблей оказалось немало. В 2007 году у португальских берегов нашли галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», который затонул в 1804 году. В его обломках оказалось 15 тонн сокровищ.
В конце 2015 года в Колумбии нашли корабль «Сан-Хосе» — этот галеон с 64 пушками погиб в 1708 году. Он перевозил до 11 миллионов золотых дублонов. В июне 2018 года сокровища «Сан-Хосе» были оценены почти в 20 миллиардов $, но тут появилась проблема иного рода – за обладание кладом спорят сразу четыре стороны:
- колумбийское правительство;
- организаторы поисковой экспедиции;
- американская компания, заявившая о том, что именно она нашла галеон еще в 1981 году;
- Испания, под чьим флагом шел затонувший корабль.
Самые дорогие в мире вина
Считается, что процесс старения вина — это один из этапов, улучшающих его качество, поэтому дорогие вина, названия которых будут представлены ниже, тоже имеют довольно длительный срок хранения. Хотя есть и свои исключения из правил.
Screaming Eagle 1992: 500 000$
Screaming Eagle
Самым дорогим вином, бутылка которого ушла с аукциона за полмиллиона долларов, является «Screaming Eagle». Изготовленное из лучшего винограда урожая начала 90-х годов XX века, оно удивляет своими вкусовыми качествами, где вкус винограда оттеняют фруктовые нотки. А очень элегантный пурпурный цвет вина делает его более благородным.
Château Cheval Blanc 1947: 300 000$
Château Cheval Blanc
На втором месте вино «Château Cheval Blanc». Бутылка такого была продана на женевском аукционе. Можно смело утверждать, что это самое лучшее вино в мире, поскольку не только возраст, а в его основе ягоды 1947 года, но и репутация — на самом высоком уровне. Многие считают данный напиток лучшим когда-либо производимым вином в провинции Бордо во Франции. Его приобрели более чем за $300 тыс. Срок его хранения может достигать и 100 лет, всё равно вино будет шикарным. Так уж приготовлено.
«Château Lafite» 1980: 300 000$
Château Lafite
Вино «Château Lafite», принадлежавшее Джефферсону, о котором мы уже упомянули, не только одно их самых старых, но и в первой пятёрке по стоимости. Ещё в 80-х годах ХХ века его выкупил М. Форбс. И хотя сегодня употреблять его уже не стоит, оно уникальное, с инициалами третьего президента Соединённых Штатов на бутылке. И сумма, потраченная за него по нынешнему курсу, более 300 000.
Heidsieck 1907: 275 000$
Heidsieck
Удивительна история напитка «Heidsieck», который принадлежал коллекции последнего русского царя. Но его утеряли, поскольку корабль, который перевозил напиток, был потоплен. И только в конце прошлого столетия вино было найдено под обломками затонувшего судна. Данная коллекция разошлась по 275 000 долларов за бутылку, хотя уверенности в качестве вина из урожая, собранного в 1907 году, не было.
Château Lafite 1869: 230 000$
Château Lafite
На четвёртом месте по стоимости — «Château Lafite». Вино, изготовленное из винограда, собранного в 1869 году, планировали продать за $8 тыс., но на аукционе его купил коллекционер из Азии более чем за $230 тысяч, поскольку этот напиток считается предметом роскоши в азиатских странах и имеет там соответствующую цену.
Шато д’Икем 1811: 117 000$
Шато д’Икем
По утверждению специалистов, благодаря удивительному урожаю 1811 года, были произведены лучшие белые вина в истории. Этим объясняется и их баснословная стоимость. Так, «Шато д’Икем» данного урожая купил сомелье К. Ваннек, за $117 тыс.
Château d’Yquem 1787: 100 000$
Château d’Yquem
Почётное восьмое место по стоимости занимает, опять же, «Château d’Yquem» , приготовленное из урожая 1787-го года. Данное белое вино было продано за $100 тыс. в частную коллекцию жителя Америки. Данная бутылка была бережно переправлена через океан счастливому владельцу.
Массандра 1775: 44 000$
Массандра
Для многих крымчан вино «Массандра» — это лучшее вино в мире. И с этим трудно не согласиться, ведь сама природа Крыма способствует удивительному качеству солнечной ягоды, и винодельческая традиция насчитывает многие столетия. Поэтому совсем не удивительно, что сравнительно недавно за бутылку этого напитка урожая 1775 года продали почти за $44 000. Так как вину уже более 200 лет, нельзя ничего утверждать про вкусовые качества напитка, но то, что вино раритетное — это несомненно.
Royal DeMaria 2000: 30 000$
Royal DeMaria
В начале 2000-х годов вино «Royal DeMaria» было куплено за $30 000. Поэтому оно заняло десятое место в этом списке. Интересен напиток технологией его изготовления — виноград замораживается на лозе перед ферментацией. Поэтому напиток ещё называют «ледяное вино».
Вино – это напиток, имеющий историю, уходящую вглубь веков, большое разнообразие вкусовых качеств, ароматов, сортов, видов и так далее. И, как видим, его цена зависит от многих факторов, важнейшим из которых является его возраст. Но в то же время стоит помнить, что лишнее оно может принести и вред организму, поэтому во всём нужно знать меру.
Как добраться
Единственный способ добраться до подводного погреба – доплыть туда на пароходе. Трансфер организует небольшой офис, который находится на набережной Пленсия, на границе с местечком Горлис. Путь из центра Бильбао составит 20 км, из аэропорта Бильбао – 15 км. Приехать можно на метро, на автобусе или на личном транспорте.
- На метро: остановка Plentzia, после чего нужно будет пройтись по набережной до пляжей Plentzia и Gorliz
- На автобусе: из города Getxo ходит автобус A3451 (Areeta-Armintza), компании Bizkaibus
- На личном транспорте: можно припарковаться возле пляжа Gorliz (в летнее время парковка платная)
- Адрес: Areatza s/n E-48620, Plentzia, Bizkaia
-
Контактный телефон: +34 94 401 50 40
-
Эл. почта: [email protected]
-
Бронирование визита осуществляется по телефону или по электронной почте не менее чем за 24 часа. Посещение возможно в любой день недели, в том числе в праздничные дни.
Как приготовить имбирный лимонад в домашних условиях
Окажите мощнейшую поддержку своему иммунитету, приготовьте домашний лимонад с большим содержанием витамина С. Благодаря напитку вы сможете противостоять сезонным вирусным заболеваниям. При регулярном применении повысите жизненный тонус и нормализуете работу всех жизненно важных органов.
Как готовить:
- Очистите корень имбиря. Натрите на самой мелкой терке.
- В небольшую кастрюлю насыпьте сахар. Добавьте имбирь и залейте стаканом воды. Вскипятите.
- Снимите с огня имбирный сироп и оставьте его на 10 минут. Жидкость должна настояться.
- Разрежьте цитрусы пополам. Выжмите сок в отдельную емкость и процедите через сито. Перелейте в сироп.
- Полученную лимонно-имбирную смесь перелейте в кувшин. Добавьте оставшуюся воду. Перемешайте. Добавьте кубики льда и разлейте по бокалам.
Что происходит с вином под водой
На морской глубине вино приобретает более яркий цвет и мягкий вкус. В подводном погребе соблюдаются все условия для хранения вина: здесь нет ни шума, ни яркого света, перепады температуры совсем незначительные, а давление – идеальное, почти такое же как внутри бутылок с вином. Для лучшего созревания вина под водой были изобретены специальные бутылочные пробки. Через них не проникает морская вода и соль, тем временем как вино продолжает «дышать», что сказывается на его высоком качестве.
Бутылки хранятся в металлической клетке, в горизонтальном положении. С помощью большого крана клетку опускают на дно и поднимают на борт судна. Когда вино нужно поднять наверх, водолазы опускаются под воду, открывают хранилище, прицепляют к клетке воздушные подушки и она всплывает на поверхность.
Подводный винный погреб в Бискайском заливе
Тайное хранилище вина находится в водах Бискайского залива, на 20-метровой глубине. В бухте Пленсия, в том месте где ее воды соединяются с водами Кантабрийского моря, есть желтый буй, который указывает на местонахождение погреба. 500 квадратных метров морского дна, заполненных бутылками с вином. Помещение погреба сконструировано так, чтобы не загрязнять воду и сохранять бутылки с вином в целости, с каждым днем продлевая его выдержку.
Погреб был создан в 2008 году. Его владелец, Борха Сарачо, заметил, что бутылки с алкогольными напитками, поднимаемые водолазами со дна моря, продаются на аукционах за бешеные деньги, и решил сам создавать этот ценный продукт. Сначала помещение подводного погреба использовалось только для сдачи в аренду виноделам и прочим заинтересованным лицам из разных стран мира: Китая, Японии, Южной Кореи, Монако, Латинской Америки и даже России. Поняв, что дело успешно развивается, Борха решил заняться хранением и продажей собственной марки вина – «Crusoe Treasure» («Сокровище Крузо»).
Сейчас в погребе лежит около 6 000 бутылок с различным вином, тогда как максимальная вместимость подводного хранилища – 10 000 бутылок. Но даже этого будет недостаточно для того, чтобы утолить всеобщее любопытство, так что запасы постоянно пополняются.
Из-за подводных течений в этом месте дно меняется с каменистого на песчаное и обратно каждые 3 месяца. Такие условия делают невозможным обитание каких-либо существ в этих водах. Но с появлением подводного погреба вокруг него сформировался искусственный коралловый риф, наконец-то стабильная почва, на которой поселились уже около 1500 видов морских обитателей. Судя по всему, условия там действительно хорошие – свидетельство этому яйца акул, которые были обнаружены в конструкции погреба.
Подводный погреб служит еще и лабораторией для университетов и организаций, которые занимаются изучением подводной жизни. Более 10% доходов от туристических визитов идут на исследования: постоянный мониторинг разновидностей морской флоры и фауны в этом месте, а также анализ климатических изменений.
Карибское море, район Больших Антильских островов
Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.
Галеон испанского «Серебряного флота»
Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.
В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.
Теперь в затонувших кораблях обитают рыбы
Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.
На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:
- Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
- Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
- Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
- 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
- Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.
По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.
Захочет ли кто-нибудь купить?
Торги Christies, на которых будет продаваться старинное вино, состоятся, скорее всего, уже в ближайшее время. Давать прогнозы о том, захочет ли кто-нибудь купить этот лот и какой в конечном счете будет его стоимость, специалисты «Кристи» пока не решаются.
Как уже упоминалось выше, в качестве собственно вина длительной выдержки напиток, найденный на затонувшем корабле, никакой ценности собой не представляет.
Приобрести бутылки на аукционе, конечно же, может и какой-нибудь коллекционер дорогих спиртных напитков. Однако позиционируется этот лот «Кристи» все же как «предмет исторической ценности». То есть заинтересовать вино может в том числе и коллекционеров антиквариата и разного рода древних артефактов. В любом случае новому владельцу бутылок будет предоставлен и подтверждающий их подлинность сертификат.
«Взято с потолка»
«Океан — этой величайший из музеев», — говорит морской археолог Питер Кампбелл. А поиски затонувших кораблей — огромный и иногда весьма прибыльный бизнес.
Стоимость затонувшего груза может взлететь до небес еще до того, как сам груз будет поднят на поверхность. При этом, напоминает Кампбелл, иногда расходы на поиски и подъем груза могут в результате оказаться выше его стоимости.
Стоимость груза «Сан-Хосе» по примерным оценкам может достигать 17 млрд долларов, хотя в 2015 году, когда правительство Колумбии только объявило, что корабль найден, его груз оценивался в пределах от 1 до 10 млрд долларов.
Сумма в 17 миллиардов, судя по всему, была просто взята с потолка, говорит Питер Кампбелл.
Как бы то ни было, все согласны с тем, что груз «Сан-Хосе» представляет огромную ценность — как с финансовой точки зрения, так и для историков.